Почему дети говорят сами с собой?
Часто у родителей дошкольников возникает один и тот же вопрос к детскому психологу: «Это нормально, если мой ребенок часто говорит сам с собой?»
В каждом окружении есть всезнающие люди, которые рассказывают страшилки: если ребенок говорит сам с собой – это признак эгоизма, инфантилизма и вообще раздвоения личности. Не слушайте таких «доброжелателей»! Разговор вслух – это всего лишь определенный этап развития ребенка.
Театр одного актера
«Мой малыш как радио, которое невозможно выключить. Даже когда он играет один на один со своими игрушками, он все время что-то говорит на разные голоса, сам задает вопросы, сам же на них отвечает. Может быть, это потому, что он не ходит в детский сад?» — волнуется мама четырехлетнего ребенка, и она недалека от истины. Ее ребенок постигает сложнейшее искусство – искусство вести диалог. Он отрабатывает тот сценарий, который подметил у взрослых. Увидев, что люди говорят по очереди на одну и ту же тему, он, за неимением сверстников под рукой, разыгрываем ситуацию светского общения с мишками и куклами. Кроме речи, ребенок использует и другие контактоустанавливающие средства: кивает головой, внимательно слушает, грозит пальчиком или улыбается.
Сам себе режиссер и контролер
Бывает, что ребенок не проигрывает сценок с диалогом, а озвучивает вслух свои действия. Например, собирая картину из кубиков, говорит: «А сейчас мы возьмем этот кубик и поставим вот сюда. Нет, не подходит! Тогда мы возьмем вот этот. Он маленький, а надо большой, куда он пропал?» Психологи называют такие рассуждения внутренним планом действий. Так малыш планирует последовательность своей работы и при этом сам себя контролирует.
Что вижу – то пою
Иногда дети говорят или поют вслух все, о чем думают или видят. Это так называемая личная речь. Все люди имеют речь для себя, текущую беззвучно внутри. Часто такую внутреннею речь показывают в фильмах как голос за кадром, раскрывающий нам невысказанные мысли говорящего.
Обычно выделяют три этапа развития личной речи у малыша. На первом этапе ребенок озвучивает результат, например: «Я нарисовал дом и дерево, получилось хорошо!»
На втором этапе развития личной речи, он уже учится оценивать промежуточный результат и планировать, как он завершит работу. Например: «Я нарисовал красивый дом и дерево. Теперь нарисую маму, папу и себя».
На третьей стадии, которая приходится на возраст 5-6 лет, ребенок учится планировать свои действия заранее, воплощать задуманное последовательно, а также создавать попутно ассоциативные ряды. «Сейчас я нарисую красивый дом, как у бабушки в деревне, большое дерево и всю семью. Мы будем держаться за руки и улыбаться. Мама любит, когда мы так делаем! Ей понравится рисунок. Вот мама с папой удивятся, когда увидят, кого я нарисовал!»
Как правило, к восьми годам личная речь переходит во внутреннюю. Ребенок растет и учится мыслить про себя. А до этих пор не стоит слушать советчиков, которые считают, что говорить с самим собой – это ненормально. Как раз наоборот: личная речь – это правильный детский способ выражения своих чувств, отработки речевых и социальных навыков, развития мышления и самоконтроля.