Почему ребенок не хочет в школу?
«Не хочу в школу!» — заявляет в одно прекрасное утро ваш сын-первоклассник. Вы в растерянности: поначалу ему всё нравилось, он с удовольствием учился, оставался на продлёнке. Но через несколько месяцев ребёнка будто подменили: по утрам он с трудом встаёт с постели, жалуется на головную боль, тошноту; усталость. На уроки собирается неохотно, тянет время, капризничает… В беседе с психологом вдруг выясняется, что мальчик… боится идти в школу.
Такая ситуация встречается часто, причём у некоторых детей страх настолько велик, что они перестают справляться со своей тревогой. Одни начинают капризничать и без повода ссориться с родителями, братьями и сестрами. У других появляются головные боли, тошнота, рвота, нарушается сон. Некоторые мальчики и девочки признаются, что видят школу в страшных снах и хотели бы обучаться дома. Каковы возможные причины этого и как поступить родителям?
Учебные трудности
Ваш ребёнок только начинает грызть гранит науки. Попутно ему приходится адаптироваться к новому коллективу, педагогу, первым обязанностям. Надо удерживать в памяти не только учебный материал, но и тысячу всяких мелочей; когда начинаются уроки, что приготовить к каждому из них, как вести себя в классе… Любые проблемы в этой сфере воспринимаются серьёзно и могут стать причиной переживаний и боязни идти в школу. Поговорите с ребёнком: .возможно, он не успел или забыл выполнить домашнее задание? Нечаянно положил в свой ранец чужой пенал и теперь опасается, что его обвинят в воровстве? А может быть, ребёнок плохо справился с контрольной работой и теперь боится получить плохую отметку? Помогите ему: придите до начала уроков и объясните учительнице, почему ученик не сделал уроки; верните пенал его хозяину или хозяйке. Плохую отметку надо исправить: сделать работу над ошибками, научиться решать задачки подобного типа, выучить правило и т. д.
Конфликт с одноклассниками
Такая ситуация требует грамотного и деликатного подхода. Стоит, не поднимая шумихи, поговорить с классным руководителем и школьным психологом и попытаться разобраться в сложившихся обстоятельствах.
Может быть, ребёнок подсознательно сам провоцирует конфликты? Посмотрите, как ведёт себя ребёнок в классе, на перемене, на празднике: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т. д. Если обнаружится конкретный «обидчик», есть смысл поговорить с его родителями. Обратите внимание на обстановку в семье: зачастую «жертвой» конфликтов становится ребёнок, чьи родители постоянно ссорятся, разговаривают на повышенных тонах. Малыш усваивает такую модель поведения как стандартную и автоматически переносит её на новую среду. Похожая ситуация складывается, если в семье авторитарный стиль воспитания: ребёнок растёт неуверенным, неспособным отстаивать себя, своё мнение. В итоге он попадает в категорию детей, подвергаемых насмешкам одноклассников. Необходимо обеспечить ребёнку всё, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны чёрные шорты, . не следует предлагать розовые, считая, что это неважно. Для учителя может и неважно, а одноклассники станут дразнить ребёнка.
Постарайтесь обеспечить общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники. Всячески способствуйте участию ребёнка в классных мероприятиях, поездках. Учите его навыкам общения и обязательно говорите с ним о его чувствах, о том, что переживаете вы и другие люди.
Конфликт с учителем
Если у ребёнка категорически не складываются отношения с педагогом (особенно классным руководителем), есть смысл перевести ученика в другой класс. Особенно если учитель провоцирует негативное отношение к ребёнку других учеников (называет его по фамилии, никогда не хвалит, чаще делает замечания). Но это крайняя мера. Может быть, учитель просто строже, чем остальные взрослые, с которыми ребёнку приходилось общаться ранее, и требования педагога кажутся завышенными? В таком случае объясните ребёнку, что учителю важен каждый ученик, что все дети разные, и учитель физически не может предъявлять индивидуальные требования к каждому ученику. Обсудите проблему с другими родителями, чтобы понять, уникальны ли переживания вашего ребёнка.
Завышенные требования родителей
Среди тех, кто буквально заставляет себя ходить в школу, немало ребят, чьи родители часто говорят о хороших оценках, высоких достижениях. Для детей строгих, «давящих» родителей невыносимой становится любая собственная оплошность. Они чувствуют свою никчёмность, могут замкнуться или, наоборот, вести себя вызывающе, скандалить, хвастаться, лгать. Родителям непросто почувствовать, где проходит грань между воспитанием и давлением на ребёнка. Спросите себя: допускаю ли я, что мой сын или дочь — другой человек, у которого есть свои предпочтения и право ошибаться? Что случится, если в дневнике появится тройка? И ещё: интересуясь школьной жизнью ребёнка, чаще спрашивайте его о радостном; о том, что удивило его сегодня, рассмешило, принесло удовольствие.
Важно! Ускорить адаптацию к школе помогут «занятия по душе» — всё то, что позволит ребёнку сбрасывать напряжение и обретать уверенность в себе. Это могут быть танцы, боевое искусство, занятия в театральной студии, кружках рисования, авиамоделирования, пение в школьном хоре.
Р. s. За нежеланием ребёнка идти в школу может скрываться переутомление. Ведь даже при высокой мотивации (ребёнку интересно учиться, ему нравятся учитель и одноклассники) наступают спад, усталость. Лучший способ решить проблему — соблюдать режим дня. Ложиться и вставать в одно и то же время, после школы отдыхать (дневной сон или игра на свежем воздухе). А вот компьютер и телевизор выматывают» нервную систему. Следите, чтобы малыш не проводил перед экраном более часа вдень.