Как приучить ребенка к горшку
Приучение ребенка к горшку — важный шаг не только и не столько в отношении чистых штанишек, сколько вообще важный этап личностного роста.
Успех дела зависит от того, насколько чутко удалось уловить момент, когда „процесс пошел» — малыш созрел для горшка.
Самое время?
Обычно на первом году ребенка практически не занимают вопросы отправления естественных потребностей. Когда его прямая кишка переполняется, а после еды усиливается перистальтика кишечника, также рефлекторно сокращаются мышцы — и процесс происходит автоматически. Если у крохи регулярный стул через 5-10 минут после еды, то таких детей можно начать знакомить с горшком довольно рано, с 7-8 месяцев (когда ребенок уже умеет прямо сидеть). Можно высаживать малыша на горшок на пару минут, пытаясь „поймать момент». Примерно через несколько недель возникнет условный рефлекс, и кроха начнет тужиться, как только почувствует под собой горшок. Это, разумеется, лишь предварительный этап приучения к горшку, поскольку малыш еще поступает бессознательно. Главным достижением этого этапа будет то, что ребенок привык сидеть на горшке и оставлять там „частичку себя». Благодаря этому на втором году жизни ему будет проще приобрести навыки сознательного управления работой кишечника и мочевого пузыря.
К сожалению, через некоторое время малыш может из-за упрямства отказаться ходить на горшок — так же, как ребенок, которого к этому не приучали вовсе.
Большие сложности могут ожидать при нерегулярном стуле, когда невозможно поймать нужный момент а, следовательно, и развить условный рефлекс. Утомленная и раздосадованная очередной неудачей мама — не лучший учитель. К тому же подолгу держать ребенка на горшке — верный путь к отвращению к этому предмету гигиены, с которым трудно будет чего-либо добиться. Потому при первых же признаках появления „напряженности в отношениях» лучше отложить все мероприятия на некоторое время.
Когда и как?
В начале второго года жизни малыш начинает обращать внимание на ощущения, которые сопутствуют выходу каловых масс. И хотя он еще недостаточно осознает их, чтобы оповестить об этом окружающих, это можно использовать для приучения его к горшку. Первое время кроха относится к испражнениям как к своей собственности, причем единственной и неотъемлемой, и не приведи вас бог при нем спустить их в унитаз. Он гордится ими, как гордится частями собственного тела. Он может взять кал в руки и пойти к маме, чтобы она порадовалась вместе с ним, какую „изумительную» вещь он создал. Ребенок будет наслаждаться запахом своего кала с тем же удовольствием, с каким взрослый нюхает цветы. Ничего не поделаешь — это тоже важный этап в развитии.
В этом возрасте важно называть вещи своими именами, чтобы малыш учился связывать свой стул с каким-нибудь словом, принятым в семье для его обозначения, хотя пока кроха слишком мал, чтобы самому повторить это слово. Многие малыши, поняв суть процесса, сами пытаются какими-либо звуками или выражением лица привлечь внимание матери и довольно стабильно испражняются через несколько минут. Не пропустите этот момент, и вы будете щедро вознаграждены за это возросшим взаимопониманием со своим отпрыском!
Другим признаком готовности к знакомству с горшком может стать страсть малыша делать подарки. Удовольствие, переживаемое им от процесса дарения, может сыграть свою положительную роль, если попросить его сделать подарок в горшок. Кроме того, малыш будет необычайно горд, услышав мамину похвалу, что он поступил, как настоящий взрослый. Многие дети с удовольствием начинают пользоваться горшком, но в возрасте между полутора и двумя годами резко меняют свое поведение. Они послушно садятся на горшок, сидят, а потом уходят „делать свои дела» в любимый уголок на пол или в штанишки. Кажется, что ребенок забыл все, чему его учили. На самом деле маленький собственник не желает делиться „самым дорогим» ни с горшком, ни даже с мамой. А еще именно в этом возрасте у него возникает тяга к самостоятельности. Терпение и понимание — и все получится!