Как критиковать ребенка. Критика-упрек. Критика-сочувствие. Критика-сигнал. Критика-угроза
Критика-упрек
Если явно видно, что школьные неуспехи ребенка являются следствием его безалаберности и лени, что, будь у него чуть больше прилежания и чувства ответственности, он мог бы быть на высоте, вполне допустимо упрекнуть его в несерьезности, чтобы тот почувствовал себя виноватым.
Например: «Эх ты! А я-то думала, мой сын серьезный взрослый парень, а он, оказывается, просто бездельник и халтурщик. Я была о тебе совсем другого мнения, рассчитывала на тебя, а ты… Я так разочарована, что не хочу тебя видеть сейчас».
Когда применять: особая форма наказания за нерадивость, которой, впрочем, нельзя злоупотреблять.
Критика-сочувствие
Вам совершенно ясно, что проблемы ребенка вызваны вескими объективными причинами, например повышенной сложностью учебного материала, отсутствием склонности к данному предмету, завышенными требованиями учителя. Найдите нужные слова.
Например: «Сынок, я понимаю, что написать сочинение не так-то просто, знаю, что работа эта кропотливая, требующая много времени и сил, но ты тоже должен понять: учиться излагать свои мысли письменно необходимо современном человеку как минимум для ведения грамотной электронной переписки. Я вижу, что тебе трудно, но если ты не будешь сейчас упорно осваивать этот нелегкий для тебя навык, то в дальнейшем вообще не сможешь справляться с такой работой. Соберись, настройся на успех — и вперед. А когда закончишь черновой вариант, мы вместе исправим ошибки».
Когда применять: когда надо показать ребенку: вы понимаете его трудности, способны войти в его положение, но в то же время убедить в том, что как бы ни было тяжело, а работа должна быть выполнена.
Критика-сигнал
Можно мягко выражать опасения или громогласно предрекать беду. И тот и другой вид критики имеет право на существование, но принесет пользу только тогда, когда применен вовремя и к месту. Скажем, если ребенок однажды, торопясь к приятелю, наспех станет делать домашнее задание, на первый раз можно проявить обеспокоенность: «Тебе, думается, завтра поставят за такую небрежную работу двойку. Спешка до добра не доводит. Или ты так не считаешь?» Впоследствии нужно будет непременно напомнить о своих предсказаниях, которые благодаря вашей родительской дальновидности, естественно, сбудутся. Такая нерезкая сигнальная критика помогает ребенку предвидеть неприятности, связывать их с собственной безалаберностью, а также дает возможность учиться на своих ошибках. Если же чадо в третий раз поступает вышеописанным образом, то предупреждение должно иметь куда более строгий вид и жесткое содержание, подразумевающее требование одуматься и обещание наказать, хотя именно таких слов в репликах следует избегать, потому что это пока только предуведомление, а не угроза (ну или угроза, но не явная).
Например: «Рита, я очень опасаюсь, что и на этот раз твои четвертные отметки будут неважными, а ведь это грозит переводом в обычную школу. Ты же занималась днем и ночью, чтобы попасть в этот лицей, сколько времени и денег потрачено на репетиторов. И что теперь? Я боюсь за твое будущее».
Когда применять: чтобы предупредить о плачевных последствиях, а в идеале — предотвратить их.
Критика-угроза
Если вы сурово скажете: «Получишь еще одну двойку по истории, пеняй на себя!», то ваша критика будет неконструктивной. Ведь понятно: для того чтобы не приносить «неуды», необязательно предмет учить, можно просто скрывать плохие оценки или, к примеру, прогуливать уроки. Вам нужно тщательно продумывать свои слова, регулировать интонацию, сдерживая лишние эмоции.
Например: «Всякому терпению приходит конец — и моему тоже! Я надеялась, что семиклассник—это серьезный и взрослый человек, но, вижу, ошиблась: без надсмотра и контроля ты учиться не можешь. Я больше не намерена призывать тебя к ответственности и перехожу к менее демократичным методам воспитания. Первое: субботние гулянья допоздна отменяются, вместо них 6 часов самостоятельных занятий — результаты буду проверять лично. Второе: телевизор и компьютерные игры на ближайший месяц исключаются, все высвободившееся время — на подготовку уроков! Третье: обещанная поездка на зимних каникулах на Н-ские острова как незаслуженная переносится на весенние каникулы, и только при условии, что к тому времени в учебе наметится существенный прогресс. Теперь коротко и внятно: с каких предметов ты собираешься начать и какие темы вызывают у тебя особые затруднения? По каким из них ты согласишься принять мою помощь? Какие, ты уверен, тебе не поднять без репетитора?… Все! Решено».
Когда применять: в случае, если а) вы заметили, что у ребенка ноль прилежания, но достаточно способностей, знаний и навыков для того, чтобы выполнить работу хорошо, б) готовы привести угрозы в исполнение безо всяких послаблений.