Как критиковать ребенка. Критика-оправдание. Критика-ирония. «Условная» критика. Критика-намек
Критика-оправдание
Не стремитесь заронить в голову чада вредную мысль о том, что свои неудачи в учебе можно спихнуть на кого-то другого. Напротив, даже тогда, когда «неуды» действительно напрямую связаны с обстоятельствами, которые роковым образом сложились вокруг него (скажем, мешал сосед по парте), не стоит безоговорочно оправдывать подобные проколы. Скорее необходимо упрекнуть ребенка за то, что он не принял мер к устранению помех (например, не пожаловался учителю, не попросил пересадить). Таким образом, критикуя его за нерешительность и ненаходчивость, вы одновременно тактично оправдываете, к примеру, полученную им тройку за контрольную.
Например: «Как бы то ни было, Настя, а плохую отметку за работу ты получила справедливо, так как учитель оценивал непосредственно то, что было написано в твоей тетради. Если бы ты предупредила его о том, что у тебя болит живот, он не стал бы столь строго оценивать твое творение, зная, что ты была не в лучшей форме. Конечно, ты не виновата, что у тебя разболелся живот, но твоя вина в том, что скрыла недуг, чем и навлекла на свою голову неприятности».
Когда применять: в исключительных случаях, когда иная реакция просто невозможна.
Критика-ирония
С ней нужно быть поосторожнее, чтобы не перейти тонкую грань, отделяющую иронию от злой насмешки, которую трудно пережить не только ребенку, но и взрослому.
Например: «Кого вам задали нарисовать? Черепаху? А я думал, это верблюд… Да, черепашка получилась что надо. Когда тебе отдадут рисунок после проверки, я вставлю его в рамку и повешу в своем кабинете. Если кто-нибудь спросит, что на нем изображено, буду отвечать: «Мой портрет кисти сына». Ты не находишь, что этот верблюд на меня похож? Или я на него? Или ты на меня? Ну, так как, ты решил все-таки нести свой шедевр в школу? Боюсь, вашу Ирину Михайловну хватит инфаркт от радости. Может, лучше поищем в книжке иллюстрацию реальной черепахи и попробуем перерисовать? Я тебе помогу».
Когда применять: когда нужно пожурить за плохо выполненное задание, впрочем, не особо важное для учебного процесса и самого ребенка.
«Условная» критика
Иногда бывает уместно покритиковать не ребенка, а само явление, то есть осудить, например, не двойку по английскому, а сам факт незнания иностранного языка. Вообще проблема с неуспеваемостью исчезает как бы сама собой, если ребенок приходит к мысли (а вы всегда можете к ней чадо тактично подтолкнуть): хорошо учиться необходимо не потому, что кто-то заставляет и вечно стоит над душой, а потому, что это нужно ему самому. Так вот, обезличенная критика, направленная на какую-то «условную человеческую единицу», помогает ребенку увидеть тесную связь между школьной успеваемостью и жизненной успешностью в целом. А такое понимание может полностью переориентировать его сознание и побудить к учебно-познавательному рвению.
Например: «Знаешь, Виталик, в этом году к нам в отдел пришли на работу несколько молодых сотрудников, и, можешь себе представить, трое уже уволены. Мне их очень жаль, они потеряли такую перспективную и высокооплачиваемую работу, а новую найти сейчас очень непросто, особенно такую же привлекательную… Беда в том, что у них были проблемы с языком. Из-за этого они слишком долго работали с переводами, а в отделе были постоянные авралы. Кому это понравится? Доучивать их никто не собирался: надо было в школе и институте язык учить как следует, тогда бы сегодня плакать не пришлось. Кстати, ты выучил английский? У меня как раз есть час свободного времени, я могла бы тебе помочь».
Когда применять: направлена на пробуждение сознательности в ребенке, чтобы он понял наконец, что учеба — дело серьезное и нужное для его будущей взрослой жизни.
Критика-намек
Может быть, вы не хотите обидеть ребенка, щадите его самолюбие или решили предоставить ему свободу выбора. А возможно, желаете остаться как бы в стороне от решения данного вопроса — пусть ребенок думает, что сам обнаружил свою проблему и самостоятельно ее решил. Во всех этих и аналогичных случаях для разговора с ним намек вполне подойдет.
Например: «Была у меня в юности подруга (подругу, разумеется, вы выдумали для наглядности), которая конфликтовала с нашей «русичкой» Ниной Марковной и назло учительнице не делала домашние задания по ее предмету. В результате писала она с большим количеством ошибок, но не обращала на свою безграмотность никакого внимания — ей казалось, что это не так уж и важно, хотя по остальным предметам успевала хорошо. Время шло к выпускным экзаменам, нагнать упущенное, конечно, уже было невозможно.
— И что?
— Ну что, школу она окончила с грехом пополам (тройку по русскому еле натянули), в институт, конечно же, не поступила. И в медицинское училище ее не приняли, видимо, там тоже не рискнули взять в студентки девицу, которая в каждой строчке по десять ошибок делала, как она будет латынь-то учить, если русские буквы путает. Короче говоря, пришлось ей устроиться на совершенно неинтересную низкооплачиваемую работу.
— А почему ты сейчас рассказала мне об этой подруге?
—А ты подумай! Догадаешься к чему, тогда можно будет продолжить разговор.
— Я уже догадалась.
— И какие выводы сделала?»
Заметьте, финальный вопрос в смоделированной ситуации вовсе не конец вашей родительской миссии, а лишь начало нового этапа в деле оказания помощи неуспевающему ребенку. Ведь натолкнуть чадо на мысль о том, что ему пора взяться за ум, —только полдела. Важно общими усилиями вырулить на правильную дорогу и начать целенаправленно и уверенно по ней двигаться.
Когда применять: к намеку можно прибегнуть, когда ребенок плохо учит какой-то предмет не потому, что обделен способностями, а потому, что не любит учителя или считает дисциплину неважной.