Нужно ли развивать речь ребенка и как это делать?

как развить речь ребенка

Артикуляционный аппарат маленького ребенка несовершенен. Он развивается потихоньку в результате постоянных упражнений в вокализации. Именно поэтому малыши поначалу говорят очень нечетко, упрощая слова и повторяя за своими родителями звуки в своеобразной манере.

Основной задачей для взрослых еще на самых первых этапах появления звуков у малыша является стимуляция попыток вокализации и их совершенствование. В эту минуту у некоторых родителей может возникнуть вопрос – а так ли необходимо вмешиваться в процесс развития речи своего чада? С малышом и без того дел хватает – накормить, искупать, чтобы не заболел, играть, гулять и так далее.

Зачем, а главное – как развивать речь?

Ежедневное общение с ребенком в процессе любой деятельности уже само по себе способствует развитию понимания обращенной речи. У каждого ребенка есть свои потребности, желания. И чтобы донести их до самых родных и близких, он старается как-то их выразить – криком, жестом, звуками. Основная цель речи – обмен информацией Взрослый человек, владеющий речью, передает свои умения ребенку, речь которого развивается по подражанию. И чем больше мама и папа разговаривают со своим малышом, тем быстрее и правильнее будет развиваться его собственная речь. Задавая вопросы, мы тем самыми побуждаем ответные высказывания.

Рассказывая стишки, потешки, играя в «Ладушки», «Сороку», «Козу-рогатую», родители ненавязчиво упражняют малыша в понимании речи, развивают и стимулируют его артикуляционный аппарат.

Имейте в виду! Проводить целенаправленные занятия по развитию речи у ребенка до 3-х лет нет никакой необходимости!

Но следует помнить, что сама по себе речь тоже развиваться не будет. С малышом нужно постоянно общаться, разговаривать четко и правильно, без «сюсюканья» Если он в силу возраста упрощает слова и говорит их по-своему, исправлять не нужно, но от  вас ребенок должен слышать только правильную речь. На «дяй бибику» нужно отвечать «возьми машинку, мой хороший (родной, зайчик и т.д.)». На «ням-ням» следует ответить «сейчас будем кушать» и т.п.

Другая крайность, которой подвержены некоторые родители, — фанатичное развитие речи малыша, заключающееся в постоянной «загрузке» сложной речевой информацией. Это когда годовалому малышу читают на ночь томик Пушкина, постоянно заставляют разучивать стихи и просматривать развивающие передачи по телевидению, покупают только обучающие компьютерные диски или игры. Более половины клиентов логопеда с устойчивым заиканием – дети таких фанатичных родителей.

Вся речевая информация, поступающая к маленькому ребенку, должна соответствовать его возрастному развитию! На любой детской книжке указано, для какого возраста она предназначена.

речь ребенкаЛогопеды предупреждают, что чрезмерное увлечение просмотром мультфильмов и телепередач ребенком в раннем возрасте приводит к тому, что он начинает говорить очень поздно. При том, что понимание речи у него хорошее, сам он не испытывает потребности разговаривать с окружающими. А компьютер малышу и вовсе ни к чему. Нельзя доверять развитие ребенка раннего возраста техническим средствам.

Таким образом, еще до поступления ребенка в детский сад, ему необходимо постоянное общение с окружающими людьми и сверстниками. Нужна и различная речевая информация, соответствующая возрасту и развитию, а также четкая и правильная речь мамы, папы, бабушек, дедушек и других окружающих его людей.

Учитывайте, что каждому малышу присущи свои индивидуальные особенности, у каждого речь развивается по-разному. Тут очень важно не торопить события, подождать совсем немного. Хотя и на самотек тоже пускать ничего нельзя. Ведь если вовремя заметить возможные проблемы в развитии и обратиться за помощью к специалистам, то все можно наладить.

И потом, когда ребенок начнет ходить в детский садик, там развитием его речи в соответствии с программными требованиями займутся педагоги. А вам останется только поддерживать, закреплять и развивать полученные навыки.

Источник: журнал «Для всей семьи любимая»

Еще статьи на эту тему:

Добавить комментарий