Как воспитать в ребенке самостоятельность в мышлении?

ребенок думаетХотите, чтобы ваш ребёнок шёл на шаг впереди своих сверстников? Учите его быть самостоятельным. Для этого надо всего ничего: не давать ему готовых решений, не раскладывать всё по полочкам, а учить думать своей головой.

Давать советы и рекомендации просто. Но это абсолютно неэффективно и не позволяет человеку развиваться. Вопросы, напротив, прямо-таки вынуждают человека задуматься. Приходится ответ добывать: прикидывать, обмозговывать, создавать, вспоминать. Начинается кропотливая работа мозга — тяжёлая с непривычки. Тяжёлая потому, что думать, задавать вопросы и отвечать на них нас в общем-то никто не учил. Ни семья, ни школа.

 

Чему учит семья?

Малыш, который и говорить ещё толком не научился, указывает на что-то пальчиком. «Интересуется!» —-радуемся мы и немедленно рассказываем ему всё о том, что его взволновало.  Как только он начинает задавать вопросы, на выручку приходят взрослые. «Что?» — и родители спешат удовлетворить детское любопытство. «Почему?» — и снова готовые ответы. Взрослым кажется, что ребёнок не способен сложить вместе уже существующие в его голове данные и попытаться ответить сам.

Когда же ребёнку начинать думать? Когда он сможет САМ догадаться, предположить, сопоставить одно с другим, покопаться в собственном, пусть пока небольшом, архиве памяти? Мы в любой момент готовы подставить умственные костыли — своё видение мира. Нам даже в голову не приходит, что ребёнок может САМ знать ответ. Или хотя бы попытаться его найти.

Чем старше становится ребёнок, тем чаще его можно отправлять к какому-нибудь источнику знаний. Например, к энциклопедии. Причём за собственными мыслями.

И не надо думать, что ребёнок не справится, не додумается, не сообразит, потому что мал ещё. Попробуйте! А помогать старайтесь только в том, что он действительно не сможет сделать сам.

Маленький тест

ребенок ищет ответПопробуйте очередной вопрос почемучки переадресовать ему же. «Мама, а почему… ?» — «А как ты сам думаешь? Почему считаешь именно так?» Посмотрите, как будет реагировать ребёнок. С каким удовольствием он будет искать ответы! Придумывать неожиданные версии, строить догадки, которые, надо сказать, зачастую и интереснее, и правдоподобнее наших ответов.

Итак, для начала, дорогие взрослые, учимся задавать вопросы. Сами. Что нужно на первом этапе? Самую малость — вовремя промолчать. Дальше — легче. Вы будете учиться слушать ребёнка, а не себя. Он ведь заслуживает того, чтобы его выслушали, а не впихивали, как только он спросит: «Мама, а почему…», информационную жвачку? И кто сказал, что информация, которую мы даём ребёнку, так уж ему нужна? Кто сказал, что она является истиной в последней инстанции, а не субъективным мнением взрослого? Кстати, в плане перенасыщения ненужной информацией школа от нас с вами, дорогие родители, ушла недалеко.

 

Чему учат в школе

чему учат в школеВ первую очередь слушать учителя.Порой урок похож на монотонное выступление плохого политика, в очередной раз разжёвывающего электорату предвыборную программу. Есть, конечно, и счастливые исключения, но, увы, везёт с учителями далеко не всем. Чему же на самом деле учит школа?

Не задавать вопросов. Именно так. Вопросы мешают стандартному учителю. Они выбивают его из привычной тематической колеи, заставляют искать выходящие за рамки ответы, раздражают. Есть объём информации, который учитель должен — в силу программы — донести до ученика. Зачем ему отвлекаться?

Не думать. Ответы на вопросы не должны выбиваться из темы. Что учитель рассказал на уроке, то и правильно. Можно, конечно, поработать с литературой самостоятельно, сославшись на источник. Но собственный взгляд ученика не приветствуется. Он кто? Да никто — дитя, несмышлёныш! Есть масса экспертов, специалистов, их мнение важнее.

Стандартно мыслить. Что такое решение задач, экзамены, контрольные, рефераты? Не что иное, как пережёванные чужие мысли. Где экспериментирование, творчество, поиск? В общем-то нет его…

А приводит это к тому, что растёт ребёнок, переполненный несамостоятельно добытой, а втиснутой в его голову почти насильственным путём информацией. Пригодится ему вся эта шелуха в жизни? Может быть, но, скорее всего, лишь малая часть.

Что же ценится во взрослой жизни, к которой мы с таким усердием готовим детей? В первую очередь умение мыслить нестандартно, быстро, гибко. Вы, встречали в жизни две похожие ситуации, двух одинаковых людей? Нет, А в школе две похожие задачки, которые требуется решить по одной схеме? Полным-полно!

Дайте ребёнку возможность задавать самому себе вопросы, самостоятельно находить на них ответы, и увидите, насколько быстрее он будет развиваться.

 

ребенок мыслитЧто должен научиться понимать ребёнок

  • Зачем я это делаю?
  • Можно ли решить проблему по-другому?
  • Стоит ли это делать так, если я не вижу в этом смысла?
  • Как же всё-таки лучше поступить в этой ситуации?

Последний вопрос — достойная замена стандартной реплике: «Так НАДО делать, дорогой, так поступают все» ..

Еще статьи на эту тему:

Добавить комментарий