Как критиковать ребенка. Критика-ободрение. Критика-удивление. Критика-похвала

критикаКритика — действенный инструмент в руках родителей. С ее помощью можно добиться от детей всего, если она конструктивна, в нужной дозировке, произнесена вовремя и верным тоном. А вы знаете, какие виды критики существуют и при каких обстоятельствах к ней стоит прибегать?

Что такое критика? Это обсуждение проблемы, разбор конкретной ситуации с целью выявить ее недостатки и (внимание!) оценить достоинства. В конце — практические советы мудрого и многоопытного родителя, как исправить положение, и конструктивные предложения самого ребенка. Только так правильный вывод будет сделан, нужный результат получен!

 

Критика-ободрение

Иногда бывает: ребенок сделал все, что было в его силах, честно работал над заданием, но все же справился с ним посредственно. Если вы начнете его беспощадно критиковать, он может в зависимости от своих психических особенностей сорваться, возненавидеть вас, учителя и тот учебный предмет, ко­торый ему не дается, отчаяться. В таком случае критическая оценка его труда (а труд всегда ценен) должна носить подбадривающий оттенок: подсластите пилюлю, чтобы у ребенка не отпала охота учиться. Конечно, вы не можете сказать ему: «Молодец!», ведь в тетради стоит тройка (а то и двойка), но обязаны поддержать в нем желание стараться, добиваться лучших результатов.

Например: «Да, Леся, твой почерк по-прежнему оставляет желать лучшего, но некоторые буквы у тебя стали получаться неплохо. Уверена, за эту неделю ты освоишь еще несколько трудных букв, и твои оценки по чистописанию улучшатся. Конечно, придется потрудиться. Но ведь все знают, что Леся — девочка неленивая и старательная».

Когда применять: для общения с достаточно большими детьми, честолюбивыми по характеру.

 

Критика-удивление

критикаПрибегая к этому виду критики, вы должны четко контролировать интонацию: ей следует быть именно удивленной, а не возмущенной. Из ваших реплик ребенок должен понять, что вы не ругаете его, не высмеиваете очередную неудачу, а просто поражены несоответствием между его способностями и конкретным результатом учебного труда. В итоге ребенок должен воспрять духом, если был расстроен провалом, почувствовать себя увереннее и укрепиться в мысли о том, что вы верите в него и высоко цените его способности.

Например: «Максим, я не верю своим глазам! Ты — и вдруг не справился с таким легким диктантом?! Я ожидал от тебя всего, чего угодно, но только не этого!»

Когда применять: когда чадо пренебрегает обязанностями ученика, но осознает, куда и как скоро его может привести подобная жизненная позиция.

 

Критика-похвала

Не удивляйтесь, бывает и такая, ибо случается, что ребенок неправильно понял суть задания или «нагородил» в тетрадке лишнего, хотя и без ошибок. В таком случае его усилия нуждаются в критике, завернутой в похвалу. Например: «Моя дорогая, ты перестаралась. В задании ясно сказано: выписать из текста предложения, в которых есть прямая речь, а ты переписала все целиком. Я вижу, ты старалась, но задание-то не выполнено. Нет уж, давай сделаем все правильно. Конечно, сначала отдохни, а потом быстренько выпиши нужные предложения. Это будет легко, потому что ты уже работала с текстом. А впредь будь внимательнее, это застрахует тебя от досадных недоразумений».

Когда применять: когда ребенок качественно проделал большую работу, но не выполнил того, что требовалось.

Еще статьи на эту тему:

Добавить комментарий